Решил состряпать своеобразный FAQ на основе имеющегося опыта для тех, кто решил присоединиться к велосообществу
итак поехали...
Существующие стили катания:
(Перечислю наиболее популярные стили катания и специфику велосипедов относящихся к ним)
Кросс-кантри/Cross Country, XC - нежно называются "какашниками" или "лосями" - горный велосипед в его простейшем понимании с диаметром колес 26, 27,5 и 29 дюймов и амортизационной вилкой/двухподвес.
Позволяет катать по городу, а также выезжать на природу и практически любым покрытиям(грязь, снег, песок, болото), лишь бы крутить педали могли.
AM-FR-DH/ All mountain, free ride ,downhill - экстремальные стили катания, как и цены на данные велосипеды. Как правило все являются "двухподвесами" с большими ходами амортизаторов 120 мм+. На улице легко можно выделить из других велосипедистов наличием широких покрышек, неспешно едущих парней на полусогнутых ногах в куче "брони" и огромных шлемах:D.
Эти велосипеды позволяют без особых последствий для собственной джопы съезжать/прыгать с высоких бровок, ступенек, прыгать по корням или с огромной скоростью спускаться с горки полной булыжников и всякой дряни. Но плата за такую "вездеходность" является отсутствие как такового "наката" т.е. на далекие расстояния 30+ км не уставая не получится катать.
Шоссе - все смотрели хоть раз или слышали странные словосочетания
Тур де Франс,
Джиро д’Италия,
Вуэльта и множество других этапов ?... так вот - это и есть король веломира.
Данные велосипеды отличаются отсутствием амортизаторов, имеют узкие колеса и минимум всякой навешанной дряни, т.к. назначение их - это как можно быстрое преодоление дистанции по твердому шоссейному покрытию.
Если вы живете в Испании, Италии, Франции...
и у вас нет еще шоссейного велосипеда - вы живете зря.
На подобных велосипедах и различных их модификациях можно быстро с минимум усилий проезжать большие расстояния по городу, трассе в общем там где есть хоть какое-то твердое цивилизованное покрытие. Выезжать на проселочные/лесные тропы не рекомендуется, ибо отобьете жопу/почки и тупо застрянете в мягком грунте.
Недостаток на территории некоторых стран бывшего СССР - отсутствие "велодорожек", загрязненность воздуха, ужасное качество покрытия дорожного полотна, и главное -
культура водителей. Поэтому ездить весьма опасно по дорогам общего пользования, а по тротуарам глупо и медленно.
BMX - относится к экстремальным дисциплинам, которую очень любят молодежь/подростки. Наверняка все видели "попрыгунчиков" в парках, на ступеньках, перилах и пр. на велосипедах с маленькими колесиками (24 дюйма) - это и есть БеМеИкс. Характеризуется огромным риском получения всевозможных травм в следствии выделывания всяких выкрутасов и трюков с любыми встречающимися на улице препятствиями.
Отдельно хочу остановиться на резко вспыхнувшей популярности стиля "
Фикс" после выходя фильма "срочная доставка". Это разновидность шоссейных велосипедов, только не имеющих ни тормозов ни переключения скоростей, ни "свободного хода педалей" - изначально предназначены для бешеной езды по закрытым круговым трекам. Опасность заключается в том, что эта духколесная херня не имеет тормозов и "свободного хода" т.е. перекрестки школота пролетает между движущимися машинами
Со стилями разобрались теперь идем собственно к подготовке и самой покупке велосипеда.
Какая цена может быть на велосипед ?- от $~200 до 12 000. Да, велосипед может стоить как машина
, но как правила это "ТОПовые" модели у любого бренда для профессиональных спортсменов, назначение которых помочь спортсмену зарабатывать медальки. Опять же почему в принципе такие высокие цены на запчасти среднего и высшего класса ? в двух словах я это понимаю так - маленькие размеры, высокие технологии, высока прочность, малый вес, за это производитель и берет собственно такую плату, какая она существует на рынке.
Покупать свой первый велосипед стоит в спец. веломагазинах, в дальнейшем в процессе приобретения опыта и личных предпочтений можно тупо выбирать в интернете и заказывать, в том числе из-за бугра. Всякие супер-гипермаркеты идут лесом, ибо там продает дерьмо и точка, купив подобное чудо, вы только разочаруетесь в велосипеде, как форме отдыха души и тела.
Какую марку,бренд, фирму выбрать ? - Любую, велосипед которой вам понравится и будет подходящая ростовка. Заморачиваться на этом пункте не стоит, т.к. это ваш первый "современный горный велосипед" наши любимые дедушкины ХВЗ не берутся в расчет. Вы не знаете историю, технологии, разработки той или иной марки, не сотрудничаете с каким-либо магазином, являетесь их "командным гонщиком", поэтому берем то, что нравится.
А пока топаем по магазинам и выбираем велосипед. Выбор должен основываться на банальном - нравится цвет/форма или нет и есть ли ваш "размер". Покупать в первом же магазине не стоит, а покатать по другим в вашем городе, понадоедать о наличии скидки и т.д. Еще одно преимущество покупки велосипеда в салоне - это последующее его гарантийное и послегарантийное обслуживание, как и у автомобилей.
В последние пару лет активно идет тенденция перехода на "больший" диаметр колес с 26--->29 дюймов, ноги растут у всего этого из большого велоспорта, откуда постепенно в широкие массы приходят все новинки и разработки. Чистой воды маркетинг или нет судить каждый может как пожелает. Плюсы у 29-ых(найнеров) имеются - более комфортное прохождение мелких и крупных препятствий (на так трясет на той же брусчатке или мелких ямках в лесу), высока "курсовая устойчивость", сохранение скорости т.д. Я например весной буду покупать именно "найнер", но я гоняюсь в любительском КК, поэтому оно мне надо
Покупать ли велосипед с дисковыми или ободными тормозами ? - если позволяют деньги, конечно же дисковые тормоза и желательно гидравлические. Дисковые и тормозят эффективнее, плавнее, сильнее и просто напросто вес в горных велосипедах не настолько критичен, как в шоссе, где используют именно ободные/V-brake(ви-брейки).
Двухподвес или "одноподвес"/хардтейл(hardtail) ? - одноподвес в любом случае, т.к. двухподвес гораздо дороже, а правильно работающий, хороший еще дороже
. По ходу приобретения опыта уже сами разберетесь, чего вы хотите от велосипеда и сколько готовы выложить денег за него.
Во время покупки в магазине вам обязательно заполняют "паспорт" на велосипед, где вписывается его серийный номер рамы и ставится печать и роспись продавца с датой. Да у современных велосипедов есть, номер рамы и прочие бумажки и документы, которые помогут вам в случае тфу-тфу кражи или например, путешествия, в качестве доказательства "
чей велосипед, мой, а чем докажешь "
Что такое "контактные педали" и нужны ли они мне.
Гениальная и простая по своей сути вещь, пришедшая на смену древних кожаных ремешков(туклипсов существующих и по сей день), при помощи которых ногу фиксировали к педали(зажимали). Функция контактных педалей - фиксирование ноги велосипедиста на педали, позволяющее работать мышцам ног во всех плоскостях, а не только давить как в случае с обычными педалями. Напомню, что к таким педалям нужна специализированная обувь с жесткой подошвой и местом установки "шипов" с помощью которых идет встегивание в педаль.
Если это ваш первый велосипед, то однозначно сразу "садиться на контакты" не стоит. Рекомендую для начала покататься активно хотя бы ~3 мес. на обычных педалях, а затем уже задумываться о приобретении подобной системы.
Будете ли вы падать, если купите такие педали ? иногда в начале своей "контактной жизни" пока в мозге не выработается до автоматизма движение ногой(пяткой) в сторону (именно так происходит выстегивание) и в большинстве случаев по собственному тупняку или выпендрежничеству
Цена простейших контактных педалей ~17$ и обуви ~45$
Дополнительные аксессуары:
Обязательно: шлем, запомнить это раз и на всегда. Одевать его на любую самую не продолжительную покатушку "в ларек за пивом/хлебушком". И перчатки, которые частично спасут ваши руки во время падения от неприятных счесаных ран. Также очки - в воздухе летает всяка живая дрянь, падает с деревьев, летит из под колес. Глаза одни и новые не вырастут. Существую очки со сменными линзами - солнцезащитные и просто белые/светло-желтые для вечерних покатух.
Обязательно покупаем рюкзак, в который мы положим ремкомплект(велоаптечка):
-латки с клеем
-бортировки
-пара запасных камер
-насос
-набор ключей (принцип швейцарский нож, все в одном)
-складной нож (на всякий пожарный) порезать покушать или еще чего
Перекусить, дополнительную одежду, личные необходимые вещи.
Рюкзак рекомендую покупать с "продуваемой спинкой" проще говоря ваша спина опирается о натяную сетку, а затем идет уже основная спинка рюкзака. Преимущества - спина не потеет так бешено от рюкзака и не оставляет за собой характерный мокрый квадрат. Такие рюкзаки чуть дороже, но вы не пожалеете, поэтому не жлобтесь.
Велоодежда:
Да, открою секрет, существует специализированная велосипедная одежда
. Она как правило имеет "минималистический" дизайн (экстрим дисциплины не берем), изготавливается из современных эластичных, потоотводящих материалов.
Главный вопрос мучающий новичков - я че гомик, катать в обтягивающих лосинах на велосипеде. Личное дело каждого, но "велотрусы" - это очень удобно, комфортно, полезно для вашего здоровья т.к. они
-отводят влагу
-частично выполняют компрессию ваших мышц, увеличвая работоспособность
-благодаря "памперсу" амортизируют удары вашей жопы о седло и также впитывает влагу и всякие запахи
-бережет "здоровье" ОМП (предохраняя паховую артерию от передавливания) и ОЖП гораздо больший спектр
К счастью для тех, кто по тем или иным причинам "очкует" появляться на улице в таком обтягивающем прикиде - существуют специальные шорты, внутри которых вшиты те самые короткие велотрусы с памперсом.
Хотя вся это боязнь общественного осуждения/мнения идет лесом, вместе с теми, кто тычет на вас пальцем и прикалывается. Вы верхом на велосипеде, они пешком, вы выбрали спорт, они серость и стереотипность.
Во многих городах и цивилизованных странах все это воспринимается адекватно и положительно, в том числе и езда на велосипеде в деловых прикидах на работу и ультиматумы шефу, чтобы организовал душевую/раздевалку для тех кто ездит на работу верхом...
Поведение/этикет/философия
Как ниже написал уважаемый БП - найдите в своем городе велотусы, сообщества, любителей устраивать покатушки и познакомьтесь с ними
. Тем самым расширится ваш круг общения, заведете новых друзей, подруг.
Езда в наушниках - лично я категорически против этого во время движения на велосипеде, т.к. не слышишь окружающий мир, людей, машины и прочие потенциальные опасности. Можно втыкнуть бананы для собственной мотивации к более активной тренировки если вы находитесь вдали от машин и людей и точно знаете что никому не помешаете.
Не будьте "быками" и крутыми перцами думающими только о себе. Выработайте в себе привычку останавливаться возле стоящего на обочине велосипедиста ковыряющегося в своем байке и спрашивать не нужна ли ему помощь. Возможно он забыл камеру/насос/латки или ему стало плохо, помогайте хотя бы иногда "братьям по увлечению" однажды помощь может понадобиться вам.
И запомните - "...
машина возит жопу, а велосипед душу..." здоровья всем и красивых пейзажей.
Дополнения следуют...